660032, г. Красноярск, ул. Андрея Дубенского, 6, помещ. 27
Для размещения всех нуждающихся в лечении в палатах некоторых отделений (например, в женском и психо-неврологическом) установлены двухъярусные кровати очень близко друг к другу. Свободного места в палатах, как правило, не бывает.
Статьей 99 УИК РФ установлена норма жилой площади содержания осужденных в лечебно-профилактическом учреждении – 5 квадратных метров на одного человека. В психо-неврологическом отделении (далее - ПНО) КТБ-1 на протяжении всего 2017 года нами фиксировалось, что на большинство осужденных приходиться не более 2-3 квадратных метров, а в некоторых палатах – менее 2 квадратных метров на человека.
При этом многие психиатрические больные содержатся в запираемых палатах без возможности выхода оттуда даже на прогулку. Администрация больницы отсутствие прогулок объясняет тем, что лечащий врач имеет право разрешить или запретить прогулки, «исходя из текущего состояния и заболевания больного».
Не оспаривая право лечащего врача принимать подобные решения, ОНК Красноярского края все же обращает внимание, что статья 37 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержит исчерпывающий перечень прав пациентов, которые могут быть ограничены в интересах здоровья или безопасности самих пациентов и других лиц. Право на прогулку в перечне прав, которые могут быть ограничены, отсутствует. Эта позиция отражена и в Определении Конституционного суда РФ от 29.09.2011г. № 1068-О-О по жалобе Данилина В.В.
Поскольку лечение некоторых осужденных в ПНО, как правило, длительное, они не выходят на улицу месяцами. Что, на наш взгляд, в совокупности с условиями содержания в палате (небольшая площадь, заставленность двухъярусными кроватями, отсутствие доступа к окну ближе чем на полметра из-за отсекающей решетки, отсюда – недостаточность естественного света), является серьезным нарушением прав осужденных.
Кроме того, в январе 2017г членами ОНК были выявлены случаи привязывания пациентов к кроватям на 2, 15 и 24 дня. Данный вывод был сделан на основе устных объяснений осужденных, врачей, архива видеонаблюдения коридора ПНО, а также записей тетради «регистрации мягкой фиксации пациентов», в которой были указаны даты начала и окончания фиксации. Результаты проверки отражены в заключении ОНК от 13 января 2017 года. Тогда длительные меры физического стеснения врачи объяснили необходимостью защиты пациентов от самих себя (у одного нашли лезвие, другой повреждал свой послеоперационный шов).
Красноярская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провела проверку по обращению ОНК и не нашла нарушений законодательства о психиатрической помощи и норм о порядке применения мер физического стеснения.
Однако после 13 января 2017 года в ПНО КТБ-1 был заведен новый журнал и меры физического стеснения в форме мягкой фиксации, согласно записям нового журнала, с этого времени применяются к осужденным кратковременно, в основном на два часа в сутки. Это отражалось в последующих заключениях ОНК края.
К сожалению, в нашу комиссию продолжает поступать информация от осужденных о привязывании пациентов на всю ночь, а в отношении некоторых – и на весь день.
Кроме того, при любом сроке применения мер физической фиксации, они, по нашему мнению, проводятся с нарушениями: пациентов к кроватям «фиксирует» не медицинский персонал, а осужденные, содержащиеся в этом же отделении (отражено в заключении ОНК от 13 января 2017 года). Во-вторых, медицинские работники не осуществляют контроль за такими пациентами, так как не находятся рядом с ними постоянно, а в палатах не ведется видеонаблюдение. Все изложенное – является нарушением рекомендаций Минздрава РФ «О мерах физического стеснения при оказании психиатрической помощи» (Письмо от 26.12.2002 № 2510/12967-02-32).
Переполненность отделений Туберкулезной больницы связана с большим числом нуждающихся в медицинской помощи осужденных и обвиняемых. И, естественно, администрация учреждения не может не принять их на лечение. Предполагаем, что и отсутствие прогулок, и длительное применение мер физического стеснения тоже связано не со злым умыслом врачей, а с нехваткой площадей и недостаточностью медицинского персонала для осуществления требуемого наблюдения и организации прогулок больным, за которыми, в силу их состояния здоровья, необходим дополнительный контроль.
Однако, по мнению членов ОНК Красноярского края, все вышеизложенное не может оправдывать нарушения прав человека и должно найти разрешение.
На основании изложенного, ОНК Красноярского края просит у ФСИН России установить камеры видеонаблюдения во всех палатах психо-неврологического отделения ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю для врачебного контроля за пациентами, предотвращения действий, угрожающих их безопасности и безопасности других пациентов и медицинского персонала, а также для разрешения спорных вопросов, поскольку физическое стеснение является серьезной мерой, применение которой должно находиться под контролем для предотвращения нарушений прав человека.
ОНК края просит также обратить пристальное внимание на проблему недостаточности площадей в указанном лечебном учреждении для поиска вариантов ее разрешения.